rorschach_club (rorschach_club) wrote,
rorschach_club
rorschach_club

Categories:

§ I Сколько перцептов озвучил клиент?

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

§ I Сколько перцептов озвучил клиент?

Начнём мы знакомство с методом Роршаха с того, что услышим размышления швейцарского психиатра так, как они звучат со страниц его книги.
Цитируем по книге: Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов). Перевод с немецкого В.И. Николаева. М: Когито-Центр, 2003. 336 с.

Со стр. 15
«Введение
На последующих страницах читатель встретит описание методики и предварительные результаты своеобразного психологического эксперимента, который, несмотря на свою простоту, оказался особенно ценным в качестве исследовательского и диагностического теста. Мы заранее предупреждаем читателя, что вся проделанная нами работа носит в основном предварительный, эмпирический характер, поэтому выводы, сделанные нами на основе экспериментов, не следует рассматривать в качестве окончательной теоретической конструкции. Процесс теоретического обоснования описываемого метода находится ещё в самом начале.
Мы надеемся, что будущие исследователи не забудут о необходимости постоянного сравнения данных, полученных в работе со здоровыми испытуемыми, с результатами тестирования душевнобольных, и наоборот.
Херизау, осень 1920 года
Герман Роршах»

Со стр. 25
«1. Подходы к анализу ответов испытуемых.
При анализе полученных от испытуемых данных содержание ответов берётся во внимание в самую последнюю очередь. Намного важнее стремление экспериментатора разобраться в функционировании у испытуемых процессов восприятия и мышления. Нас в первую очередь интересует формальная сторона дела.
Протокол эксперимента исследуется на наличие в нём следующих моментов:
1. Сколь велико число полученных ответов? Какова продолжительность реакции? Как часто испытуемый оказывается неспособным дать ответ на какие-либо таблицы?
2. Определяется ли полученный ответ только формой случайно увиденного им образа, или же повлияли ещё и кинестетические ощущения, а может быть, и цвет объекта?
3. Была ли таблица увидена и истолкована целиком, или же испытуемый обратил внимание только на какие-либо её части; если это так, то на какие именно?
4. Что конкретно увидел испытуемый?

Излагаемые в книге гипотезы опираются на экспериментальные исследования, проведённые при помощи нашей серии тестовых таблиц. Предварительно мы опишем выборку, на которой проводилось исследование:

Со стр. 26
« Мужчины Женщины
Здоровые образованные люди 35 20
Здоровые люди с низким уровнем образования 20 42
Больные психопатией 12 8
Больные алкоголизмом 8 -
Больные с диагнозом «дебильность» 10 2
Больные шизофренией 105 83
Больные маниакально-депрессивным психозом 4 10
Больные эпилепсией 17 3
Парализованные больные 7 1
Больные старческим слабоумием 7 3
Больные с атеросклеротической деменцией 3 2
Больные с корсаковским синдромом 3 -
Итого 405 231 174

Как видит читатель, приводимые нами числа обследованных испытуемых слишком малы, особенно это относится к необразованным мужчинам и большинству психотических больных. Малое число психотических больных в какой-то мере объясняется относительно однообразным материалом, который может предоставить кантональная психиатрическая больница. Недостаточно большое количество испытуемых объясняется простой необходимостью ограничить их число, пока тестовые таблицы не будут напечатаны в достаточном количестве, чтобы поверхность таблиц не пострадала в результате того, что побывала в сотнях рук.»

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

Остановимся на минутку. Тест Роршаха почему-то считают очень громоздким и сложным. Возможно, потому, что учить его в современных условиях нужно три-четыре года. Учат тест долго потому, что делают это под руководством более опытных коллег в психиатрической клинике. В израильской клинической психологии, - а я шесть лет отработала на госслужбе в президентском госпитале Тель-ха-Шомер, самом крупном медицинском центре средиземноморского региона, - требуется, чтобы за четыре года ординатуры клинический психолог выполнил самостоятельно 20 (двадцать) тестовых исследований и ещё 80-100 предъявлений подробно разобрал в рамках группы, где коллеги представляют тесты, которые они провели со своими пациентами. Итого около ста наблюдений, одно из которых нужно представить на экзамен, - после экзамена психолог получает право практиковать без супервизии. Учить тест, разбирая сто наблюдений в течение 48 месяцев (два наблюдения в месяц) или сравнить сто наблюдений, погрузившись в материал на один день? Пойти путём пошагового заучивания схемы, проиллюстрированной одним-двумя примерами, либо, опираясь на ключевые слова, интуитивно уловить схему самому? По моему опыту преподавания, второй вариант запоминается гораздо лучше.

Совместными усилиями участников семинара у вас перед глазами он-лайн 93 протокола протоколов. Герман Роршах, как видно из процитированного текста, в работе 1920 года обобщил 405 наблюдений, из которых 55 наблюдений относилось к психически здоровым людям, получившим образование. У нас сегодня в распоряжении 86 протоколов психически здоровых взрослых (от 16 лет и старше) и 7 протоколов психически здоровых детей (от 5 до 16 лет). Все протоколы, которые мы будем читать, принадлежат русскоязычной и современной нам как психологам культуре, - то есть релевантны учебно-тренировочной задаче. Все задания составлены мной по протоколам психодиагностических исследований, которое проводили вы, участники семинара, и на их публикацию в интернете было получено письменное информированное согласие.

В каждом блоке у вас будет возможность выполнить задание на закрепление знаний (лёгкое), на дифференциальную диагностику (потруднее) или на проблематизацию (трудное), просмотрев два десятка протоколов. Поскольку блоков в сегодняшнем семинаре 24, сегодня вам предстоит просмотреть протоколы под разными ракурсами полтысячи раз. Думаю, вы уже догадались, что попали на семинар-интенсив. Имейте в виду предстоящий двухчасовой перерыв на обед, принцип нашей работы сегодня «Долгие переходы – долгие остановки».

По сути, предложенный Роршахом подход к объяснению результатов теста – это контент анализ. Он выделил разные типы ответов и попытался соотнести их с типичным отношением здоровых и душевнобольных. Параллели со здоровыми, которые Роршах проводит в своей монографии, будут интересны психологам, а параллели с душевнобольными – психиатрам. Мои комментарии к заданиям будут интересны психологам и психотерапевтам, которые интересуются психодиагностикой и используют проективные методы в практической работе, экспертизе и консультировании.

Цитируем по книге: Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов). Перевод с немецкого В.И. Николаева. М: Когито-Центр, 2003. 336 с.

Со стр. 29
«2. Число ответов
Здоровые люди чаще всего дают от 15 до 30 ответов (нередко их бывает больше, однако меньше 15 ответов даётся очень редко). Меньшее количество ответов обычно дают депрессивные больные, люди, находящиеся в дурном расположении духа или те, кто вообще не отличается особой уступчивостью, а также испытуемые, излишне честолюбиво относящиеся к качеству сделанной ими работы, а потому на серию из десяти тестовых таблиц непременно желающими ответить ровно десятью самыми лучшими ответами-истолкованиями. Больше среднего числа ответов дают люди, находящиеся в весёлом расположении духа, радующиеся любой предоставляющейся им возможности пофантазировать, заинтересовавшиеся новой для них задачей, а также те, кто излишне честолюбиво относится к количеству сделанной им работы, люди, в душе которых сохранилось желание быть образцовыми учениками.»
Tags: Хрестоматия 2009
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments