rorschach_club (rorschach_club) wrote,
rorschach_club
rorschach_club

Category:

Драма гипертимного ребёнка

Драма гипертимного ребёнка
© Бермант-Полякова О.В., 2015

У Тома Сойера (1876) был другой пол и похожий характер, и не было ни мамы, ни папы. У Пеппи Длинныйчулок (1945) был похожий характер, мама умерла, а папа был в отъезде. У Динки (1959) были и характер, и мама, и сёстры, и вернувшийся папа.

1. Детство Валентины Осеевой
2. Юность Валентины Осеевой
3. Взрослость Валентины Осеевой
4. Зрелость Валентины Осеевой
5. Автор и его герой
6. Натура Динки
7. Динка и Лёнька
8. "Динка" как автобиографическая повесть, исправляющая неслучившееся
9. Привязанности в мире Динки
10. Национальные игры в скрывать/показывать

В годы войны она написала повесть, за которую получила огромную денежную премию и двухкомнатную квартиру на главной улице столицы, окнами на Моссовет, а переиздания её книг позволили ей навсегда забыть о бедности. Потом она встретила свою любовь и уехала из столицы в Крым.
Всю жизнь она курила крепкие папиросы и умерла 67-ми лет от рака лёгких. Когда её возраст приближался к шестидесяти, она написала книгу и своём детстве и отношениях с мамой, - и вошла в историю.
[Spoiler (click to open)]

1. Детство Валентины Осеевой

За сорок лет до рождения Валентины Осеевой её дед был вынужден бежать в Россию, - он был греком и участвовал в восстании против турок в 1862 году. По семейному преданию, он влюбился в русскую красавицу благородного сословия и попросил её руки. Чтобы жениться, ему потребовалось подтвердить своё равное происхождение, и Леонид Венераки вернулся в Грецию, откуда с трудом вернулся только через два года. За это время любимая успела объявить о помолвке с гусаром, - жених вызвал соперника на дуэль и убил его.

В браке грека-дедушки и русской бабушки родилось четверо детей: Аристид, Леонид, Ариадна (мать писательницы) и Клеопатра. По книге "Динка" это Марина и Катя, Динкины мама и тетка. В повести Марина "служит в газете корректором". В жизни Ариадна Леонидовна, которая отличалась врождённой грамотностью, действительно проработала корректором в газете "Гудок". Отец, Александр Дмитриевич Осеев, был инженером-мостостроителем и, как и книжный персонаж-железнодорожник, сочувственно относился к революционному движению. В 1905 году отец руководил крупной забастовкой на Самаро-Златоустовской железной дороге.

18 октября в Самаре был получен царский манифест от 17 октября, давший свободу слова, печати, союзов, собраний. По городу распространялась листовка "Что дает нам царь и чего мы добиваемся", которое заканчивалось призывом к вооруженному восстанию. Похороны рабочего Карасева 18 октября превратились в многотысячную манифестацию, грозно прошедшую по городу.
25 ноября 1905 года по инициативе самих рабочих в Самаре возник Совет, в который было избрано 40 депутатов. Главной своей задачей Совет считал организацию вооруженного восстания. 8 декабря он дал по линии Самара-Златоустовской же­лезной дороги телеграмму всем рабочим и служащим, предложив приостановить движение и пропускать только воинские поезда с солдатами, возвращавшимися с Дальнего Востока. Железнодорожники тотчас объявили стачку. К ней примкнули рабочие многих предприя­тий. По решению Совета работали только аптеки, водопровод, пекарни, мясные и молочные лавки. Все предприятия и учреждения закрылись. Стачка стала всеобщей. Она была направлена на поддержку начавшегося в Москве вооруженного восстания.

Рабочие выдвигали экономические требования о десятичасовом рабочем дне, однако стачка быстро приобрела политическую тональность. 23 ноября жители села Никольское, деревень Русская и Мордовская Борковка, Борская Московка Ставропольского уезда разрушили и сожгли близлежащую усадьбу графов Орловых-Давыдовых. В этот же день крестьяне сел Выселки и Васильевка разрушили и сожгли другую усадьбу этих помещиков. Через три дня запылала усадьба Орловых-Давыдовых в селе Большая Рязань. 27 ноября сгорели усадьбы Аржанова, Сосновского и Ярового. Всего в 1905 году крестьяне Самарской губернии разгромили и сожгли более 50 имений.

Потом последовало введение правительственных войск для усмирения бесчинств. Митинг протеста против бесчинств полиции и казаков, созванный 12 декабря 1905 г. социал-демократическим комитетом, полиция разогнала. Рабочие и служащие, принимавшие участие в декабрьской стачке, увольнялись и заносились в "черные списки". Попавших в этих списки рабочих не принимал ни один завод.

Совет рабочих депутатов прекратил свою деятельность. Комитет РСДРП ушел в подполье. Как организатор стачки, Александр Дмитриевич несколько лет скрывался от властей, затем был арестован. Семье пришлось покинуть Самару, где прошло детство писательницы, и вернуться в Киев, где она родилась. Здесь Осеева начала учиться в частной гимназии.

Из-за преследований полиции Ариадна Леонидовна с тремя дочерьми, Галиной, Анжелой и Валентиной, вынуждена была часто переезжать из города в город. Закончила гимназию будущая писательница уже в Житомире. Незадолго до этого, в 1916 году, отец оставил семью с женой-гречанкой и женился на молдаванке, которую привёз с места службы.

2. Юность Валентины Осеевой

По окончании гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко, но получить актёрское образование ей не удалось из-за гражданской войны.

Родители оформили официальный развод, старшая сестра, Галина (в книге Алина) вышла замуж, а мать с двумя девочками (книга "Динка" посвящена автором матери и сестре) по заданию партии в буквальном смысле слова ушла в монастырь. Все трое переехали в Москву и в 1923 году определились на службу в Трудкоммуну им. Клары Цеткин на станции Солнечная воспитывать сирот-беспризорниц.

Шестнадцать лет жизни писательницы, до войны, связаны с работой с детьми без родителей. Её значительная часть проходила в Даниловом монастыре, по преданию, первой основанной на берегах Москвы-реки обители, который в 1929 году перешёл в ведомство НКВД и стал спецприёмником-распределителем для детей репрессированных.

В 1937 году Осеева опубликует свой первый рассказ для детей. "Таких парадоксальных писателей, пожалуй, больше и нет в советской истории. За долгую жизнь она написала всего две большие книги – и получила за одну из них Сталинскую премию. И при этом – ни пафосных интервью в газете «Правда», ни «Голубых огоньков» по телевизору, ни теплых должностей в писательском союзе. Никто из ее верных поклонников (а это, без преувеличения, все детско-подростковое население СССР 1960-х и 1970-х годов) так и не узнал о ее личной жизни ничего, хотя пытались многие. Пять скупых строчек в Большой советской энциклопедии – и точка", - пишет биограф писательницы.

Возможно, это связано с документами о неразглашении, подписанными в силу работы в учреждениях НКВД. А возможно, - с нежеланием привлекать внимание к своему дворянскому происхождению. Она напишет о своём детстве только когда Сталина уже не будет в живых.

3. Взрослость Валентины Осеевой

"Работая воспитательницей в Даниловском детском приёмнике (на территории тогда закрытого Данилова монастыря), она познакомилась со своим первым мужем в довольно романтичной обстановке: он приехал на коне и помог утихомирить юных бунтовщиков, но брак распался довольно быстро", - пишет биограф, не задумываясь о несоответствии года рождения сына в этом браке, - 1927, и времени организации детприёмника, 1930.

В 1943-м Осеева-Хмелёва, чтобы спасти сына от голодной смерти, отправит его к отцу. Сергей Хмелев жил тогда со своей новой семьей на Дальнем Востоке и служил в Тихоокеанском морском училище. Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени русского флотоводца Степана Осиповича Макарова расположено во Владивостоке, и с момента своего основания является единственным военно-морским учебным заведением на востоке страны. Оно было учреждено в 1937 году, в 1998 году преобразовано в военно-морской институт, а в 2014-м ему вернули статус училища.

Своего сына писательница назвала Леонидом, - Лёнькой.

После войны она напишет повесть "Васёк Трубачёв и его товарищи", за которую ей дадут Сталинскую премию. По книге-дилогии (1947, 1951) будут сняты чёрно-белые приключенческие фильмы, оба на киностудии им. М. Горького режиссёром И.А. Фрэзом (1955, 1957). Она станет богатой и известной.

Когда у неё родится внучка, она встретит своё женское счастье.

4. Зрелость Валентины Осеевой

Её любимый муж будет, как и папа, инженером. Инженер-изобретатель, писатель-фантаст В.Д. Охотников родился в 1905 году в г. Ельце. Детство он провел, как и Валентина, на Украине, в Полтавской губернии, куда переехал вместе с матерью. Окончил начальную городскую школу, затем реальное училище. В 14 лет, оставшись сиротой, Вадим Охотников начал работать помощником электромонтера, а в 16 заведовал городской электростанцией.

В 1923 году он так же переехал в центральную часть страны, поступил в Ленинградский институт инженеров звукового кино, совмещая учебу с работой электромонтера-осветителя, а затем – заведующего осветительным цехом на кинофабрике «Белгоскино». В 1930-е годы В.Д. Охотников сконструировал звукозаписывающий аппарат, который использовался в первых советских звуковых фильмах. В 1935 году Президиум Верховного Совета Белорусской ССР присвоил ему звание «Заслуженный деятель советской техники». Уже через год он разрабатывал новые звукозаписывающие приборы в персональной лаборатории в Ленинграде, а с 1938 года занимался работами оборонного назначения.
Индукционный миноискатель системы Охотникова долгие годы стоял на вооружении Советской Армии. Всего же он сделал более 50 крупных изобретений в области электротехники, электроакустики, военной техники.

Был награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1943), орденом «Трудового Красного Знамени» (1944). С 1946 года В.Д. Охотников - научный редактор журнала «Техника-молодежи», где в том же году появился его первый научно-фантастический рассказ «Разговор по существу».
В 1947 году он был принят в Союз писателей СССР и посвятил себя литературе. Его произведения являются популяризацией собственных научных и технических идей.

Именно с ним она уедет в Крым в 1952, он будет рядом, когда она будет писать "Динку".

5. Автор и его герой

Психодиагностический и психодинамический разбор опирается на "вырванные из разных глав" цитаты из оригинального текста, без пояснений по контексту. Если вы не знакомы с повестью, отложите чтение эссе и прочтите оригинал. Дальнейшие размышления предполагают, что читатель прекрасно ориентируется в сюжете повести и взаимоотношениях действующих лиц.

Главная героиня повести – русская дворянка Надежда Арсеньева, в возрасте семи-восьми лет отроду.

— Вот, девочки, ваша новая подруга, Надежда Арсеньева!
— Никаких Надежд… — хлопая крышкой парты, проворчала Динка, и, когда классная дама вышла, она громко заявила: — Зовите меня, пожалуйста, просто Динка, я терпеть не могу никаких Надежд! (Д, Ч3Гл3)

Мысль о том, что Динка дворянка, советским школьникам не приходила в голову, но современникам писательницы прекрасно был известен циркуляр «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о кухаркиных детях», и время его подписания, 18 (30) июня 1887 года. Российский министр просвещения граф И. Д. Делянов запретил принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Лёнька не мог готовиться к поступлению в гимназию в 1909 году (Лев Толстой умер в 1910-м, его смерть оплакивают героини книги (Д Ч3Гл5)), потому что был крестьянином по рождению. Если бы отец Лёньки имел свою недвижимость в городе, он мог бы записаться в мещанское сословие, и Лёнька был бы записан мещанином, - но у Гордея Лукича не было дома в Самаре, поэтому даже к "тому подобным людям" Лёнька не относился.

Равный доступ всех сословий к образованию появился только после октябрьских событий 1917 года. Не думаю, что анахронизм (в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии) является оплошностью писательницы, скорее всего, это воля автора. В реальной жизни Ариадна Леонидовна помогала мальчику, принятому в семью писательницы, однако учился тот в реальном училище, а не в гимназии.

Не могла Динка происходить и из семьи разночинцев или купцов, - разночинцы и купцы обычно учили в гимназии одного ребёнка, и как правило, старшего сына, а не всех трёх девочек, как в семье Арсеньевых.

Если верить семейному преданию Венераки о дедушке-дворянине и бабушке-дворянке, то Ариадна Леонидовна имела личное дворянство по рождению и вышла замуж за ровню, инженера по профессии, - иными словами, окончившего университет и получившего по окончании университета личное дворянство. Таковы были реалии девятнадцатого века. Это значит, что все три девочки Осеевых, как и героини книги, с рождения были записаны в дворянское сословие.

Саму писательницу можно без колебаний отнести к тройственным натурам, истероидно-эпилептоидным-циклоидным. Первые двадцать лет жизни её манила сцена, - частная музыкально-драматическая школа Н.В. Лысенко, куда она поступала на драматический факультет, открылась в 1904 году, а после смерти основателя в 1913-м стала носить его имя (это и сейчас ведущий профессиональный вуз, только называется Киевский национальный университет театра, кино и телевидения и носит имя Ивана Карповича Карпенко-Карого, драматурга соцреализма, присвоенное ему в 1945 году). Следующие двадцать лет она была воспитателем детей, и работала в иерархической структуре НКВД, - реализуя свою эпилептоидную натуру. После сорока стала публиковать рассказы об отношениях между людьми, сочувствии друг к другу, понимании в взаимопомощи, - проживая свою циклоидную натуру. Муж-изобретатель, очевидно, имел сильный паранояльный радикал в характере, и в браке с ним-цельным она сумела обрести гармонию.

Динка тоже истероидно-эпилептоидно-гипертимная по натуре. В наши дни психологи назвали бы её ребёнком-россыпью, потому что "рассыпания" Динки трудны для всей семьи, а детские психиатры говорили бы про СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ситуацию усугубляет эмпатический провал в отношениях Динки с её тёткой. Её родители оба эмотивно-паранояльны по натуре и не понимают девочку, - об этом, собственно, и книга, - а Лина и Лёнька понимают. Русский паранояльно-циклоидный характер мы обсуждали, когда разбирали Записки княгини Дашковой, родители Динки оба такие же, только idee fix у них революционная.

Буйная натура Динки с самого рождения девочки перегружает окружающих, которые не могут найти подходящего поля деятельности для приложения её талантов. Любой нереализованный талант разрывает изнутри, несчастна и Динка в семье, не нашедшей практики, которая оформит её душевные силы в социально приемлемые действия.

Книга начинается с описания "большого бабаха отношений" между ней и Лёнькой, пробуждающем в Динке совесть. Дальше происходит становление эмоциональной саморегуляции и овладение эпилептоидным кругом аффектов (с выплесками злобы) и истероидным кругом аффектов (сокращает практику скрывать/показывать и честно рассказывает маме о своих делах), а к десяти годам формируется волевая саморегуляция. Её гипертимность (жажда новых впечатлений, аффект циклоидного круга) становится другого свойства: тяга бродить по свету из ежедневной неконтролируемой превращается в сдерживаемую неделями – запойную. Родители сублимируют свою истероидность, играя в скрывать/показывать с окружающими и жандармамии и злятся на Динку за то, что она не так эмотивна, как они. Но обо всём по порядку.

6. Натура Динки

7. Динка и Лёнька

8. "Динка" как автобиографическая повесть, исправляющая неслучившееся

9. Привязанности в мире Динки

10. Национальные игры в скрывать/показывать (начало)

10. Национальные игры в скрывать/показывать (окончание)



Текст полностью http://www.proza.ru/2015/08/22/1267
Tags: Марьяж по-русски, Тысяча и одна виньетка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments