rorschach_club (rorschach_club) wrote,
rorschach_club
rorschach_club

Categories:

§ VII Психоаналитическая диагностика - что следопытим?

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

§ VII Психоаналитическая диагностика - что следопытим?

Цитируем по книге:
Paul M. Lerner Psychoanalytic perspectives on the Rorschach. – The Analytic Press, Hillsdale, NJ, London, 1998.

В последние годы основные психоаналитические концепции, которые понимались прежде в экономических или структурных терминах, переформулируются таким образом, чтобы учитывать влияние ранних объектных отношений. Как часть этого концептуального прорыва, H. Lerner & P. Lerner применили теорию объектных отношений к классической психологии мышления.
Строго говоря, пишет Лернер, мы попытались интегрировать теорию когнитивных структур Пиаже, наблюдения Малер и теорию сепарации-индивидуации. Эта попытка описывает роль заботящегося лица в поддержке или задержке умственного развития. Мы резюмировали свои усилия в виде таблицы. Читатель найдёт в ней схематический обзор стадий когнитивного развития по Пиаже, фазы сепарации-индивидуации по Малер, основные когнитивные задачи для каждого периода развития, а также замечания о роли и функции заботящегося лица для каждой стадии и обзор нарушений, которые могут встретиться.
Затем Лернер применяет эту модель объектных отношений и когнитивных нарушений к тесту Роршаха. Это начальная попытка вписать Интегративную систему в теоретическую схему психологии развития. Концептуальная модель такого рода может служить, например, объяснением нарушений умственного развития и нарушений обучаемости.

Интеграция концепций Ж. Пиаже и М. Малер по П. Лернеру
Таблица
Название стадии Стадии когнитивного развития по Пиаже Фазы сепарации-индивидуации по Малер Главные когнитивные задачи Роль объекта Возможные когнитивные нарушения
Стадия I (ранняя сенсо-моторная) Сенсомоторный период, стадии
1 и 2 Нормальный аутизм и симбиоз Начало осознания внешних объектов Holding behavior Дефицит аффективного отклика на окружение
Стадия II (средняя сенсо-моторная) Сенсомоторный период, стадии
3 и 4 Дифференциация и практика автономности Выделение объектов из их контекста Поддержка стремления к сепарации и mirroring Сверх-зависимость от окружения и от стимуляции
Стадия III (ранняя предоператорная) Предоператорный интеллект Воссоединение (раппрошмент) и начало фазы постоянства объекта Усвоение и представление Сохранение эмоциональной доступности, когда ребёнок разрывается между интимностью и отдалённостью Нарушения постоянства объекта и неудача в усвоении навыков обучения


Когнитивные нарушения и объектные отношения в Роршах-тесте по П. Лернеру
Таблица
Название стадии Возможные когнитивные нарушения Роршах-тест
Стадия I Дефицит аффективного отклика на окружение Нет ответов Н, или малое число ответов (Н) и (Hd)
Нет ответов FC, CF или только ответы Pure C
В содержании ответов жёсткие, защищающие поверхности и барьеры (амуниция, броня, щит, панцирь, шлем, сталь)
Содержание ответов An (сердце, лёгкие) или Bl
Слитые границы (два или более образов слиты в один) CONTAM, FABCOM2
Ответы выражающие ощущение (мягкие цвета, смятые углы, заострённые крылья)
Стадия II
Сверх-зависимость от окружения и от стимуляции Использование цвета, не свойственного объекту (красные медведи, голубые пауки)
FABCOM- Level 1,
Возможно осознание неадекватной оценки реальности
DV1 или INCOM1
Fr и rF ответы
(2) ответы
В содержании ответов видит вождей, политиков или популярных артистов
Стадия III
Нарушения постоянства объекта и неуспехи в обретении навыков обучения
В последовательности ответов, образ человека – конкретизированный, лишённый амбивалентности, ясный
– сменяется аффективно противоположным описанием, например: это мафиози / это две добрые женщины взбираются на холм
Изначально идеализируемая фигура обесценивается путём добавления детали или деталей (ангел без головы, взбешённый благотворитель)
Неравные взаимоотношения, один персонаж подчиняет себе другого (ведьма держит в замке беспомощных детей, паук и какое-то насекомое в его паутине)
Люди и животные, которые трансформируются (это человек превращается в вурдалака, два человека, нет, это пара птиц)
Люди или животные меняют чувства (злой... нет, грустный енот)
Ответы FY и YF

Поль Лернер, у которого я имела честь учиться лично, упоминает обозначения Особых оценок за нарушения мышления, принятые в Интегративной системе, я процитирую правила, по которым мы квалифицируем эти нарушения:

Цитируем по книге: Exner, John E. Jr. A Rorschach Workbook for the Comprehensive System. Fifth Edition. Published by Rorschach Workshops, Ashville, North Carolina, 2001. 323 pp. Перевод с английского О.В. Бермант-Поляковой.

Со стр. 62
"Последняя задача кодирования заключается в ответе на вопрос, были ли в нём какие-либо особенности или черты, которые заслуживают особой оценки. Как большинство других компонентов роршаховского лексикона, они представляют собой код, который используется для обозначения необычных характеристик ответа.
В настоящее время в интегративную систему включены 15 особых оценок. Шесть из них характеризуют речь и мышление, одна - персеверацию, четыре – характеристики содержания, две описывают ответы с участием людей, одна применяется для обозначения высказываний о себе и одна указывает на особое использование цвета.
Нарушения речи представляют собой важный элемент когнитивной активности, особенно её дисфункции. Когда имеет место некоторая форма когнитивного расстройства, временного или длящегося довольно долгий срок, она очень часто проявляется в словоупотреблении. Оговорки и неточности появляются в протоколе большинства взрослых и ещё чаще среди детей. Лишь малое число людей всё время говорит ясно и безошибочно, большинство, столкнувшись с задачей Роршах теста, испытывает нарушения логики или временное сужение способности связно мыслить. Корректное определение этих промахов может обеспечить полезную информацию о мышлении человека.
Когнитивные неудачи бывают трёх видов:
1) Отклоняющееся (от нормы) словоупотребление – DV и DR,
2) Неподходящие сочетания – INCOM, FABCOM и CONTAM,
3) Неуместная логика - ALOG.
Некоторые из этих оценок подразделяются на два уровня в соответствии с вычурностью ответа. Так получаются DV1 и DV2, DR1 и DR2, INCOM1 И INCOM2, FABCOM1 и FABCOM2.
Ответы первого уровня отражают нелогичность, расплывчатость, эксцентричность или обстоятельность мышления. Другими словами, оценки первого уровня отражают оговорки, отход от задания, ошибочное суждение, но их качество не является по-настоящему вычурным. Они часто звучат как результат невнимательного выбора слова, незрелости, низкого уровня образования или суждений, не обдуманных до конца.
Ответы второго уровня отражают более серьёзные случаи разорванного, обстоятельного, расплывчатого мышления с нарушениями логики. Они выделяются своей вычурностью. Сомнение относительно их обозначения появляются очень редко. Когда такое сомнение возникает, ответ в пользу расстройства первого уровня.
Внешние элементы, такие как возраст, образовательный уровень, культурный уровень не влияют на различение первого и второго уровней особых оценок. Эти элементы будут важны на этапе их интерпретации оценок, но не на этапе кодирования.

Таблица 9.
ОБОЗНАЧЕНИЯ ОСОБЫХ ОЦЕНОК

Категория ответов Английское название Код
Отклоняющееся от нормы словоупотребление Deviant Verbalizations DV
Deviant Response DR
Неподходящие сочетания Incongruous Combinations INCOM
Fabulized Combination FABCOM
Contamination CONTAM
Неуместная логика Inappropriate Logic ALOG
Повторение Perseveration PSV
Особое содержание
Abstract Content AB
Aggressive Movement AG
Cooperative Movement COP
Morbid Content MOR
Образы людей в ответах
Good Human Response GHR
Poor Human Response PHR
Речь о себе Personalized Answers PER
Приписывание цвета Color Projection CP"

Со стр. 67-71
"INCOM Эта оценка кодируется, когда невероятные или невозможные свойства, черты или деятельность приписываются ЕДИНИЧНОМУ объекту. Если объект описывается как мультипликационный герой, INCOM не кодируется, поскольку в мультипликационном мире законы реальности не действуют.
Как и в случае оценок DV и DR, первый и второй уровень ответов INCOM зависит от вычурности, бизарности ответа. На первом уровне ответы имеют тенденцию быть объяснимыми и/или немного странными, тогда как на втором уровне они совершенно нереалистичны. Некоторые примеры:

Ответ Оценка
Лягушка с четырьмя яичками. INCOM2
Летучая мышь, это её крылья, вот тело, а это её руки. INCOM1
Женщина с головой цыплёнка INCOM2
Красные медведи INCOM1
Изумительный член с крыльями INCOM2
Человек с жёлтыми глазами INCOM1
Здесь собака, она громко смеётся INCOM2
Человек с двумя головами INCOM2
Паук с множеством рогов, торчащих в стороны INCOM1
Кошачья морда, похоже что кот улыбается INCOM1

FABCOM Оценка FABCOM кодируется, когда описываются невероятные или невозможные отношения между двумя или более объектами. FABCOM всегда кодируется при нереальной прозрачности. Кроме случая прозрачности, FABCOM всегда включает два или более объектов.
Ответы FABCOM подразделяются на два уровня по критерию странности и вычурности. На первом уровне отношения объектов, будь они описаны как мультипликация, были бы допустимыми. Ответы второго уровня более экстравагантны и искажают реальность. Невозможная прозрачность непрозрачного объекта всегда кодируется FABCOM2. Некоторые примеры даны в таблице:

Ответ Оценка
Два цыплёнка держат баскетбольные мячи FABCOM1
Две женщины атакуют подводную лодку FABCOM2
Два жука танцуют FABCOM1
Здесь сидит большой мужчина и вы можете видеть, как бьётся его сердце FABCOM2
Какой-то мышонок на карусели FABCOM1
Голова кролика, у которого из глаз идёт дым FABCOM2
Это выглядит как гулянка насекомых FABCOM1
Два бобра наряжают Новогоднюю ёлку FABCOM1
CONTAM Это оценка для наиболее фантастических комбинаций. Она представляет собой два или более впечатления, которые сплавлены в один ответ таким образом, что реальность грубо искажается. Расстройство состоит именно в сплаве, если бы об этих объектах сообщалось по отдельности, они были бы адекватными реальности.
Если INCOM представляет собой комбинацию разных частей пятна в один невероятный объект, то CONTAM относится к одной части пятна, в которой видят сплав двух объектов. Похоже, как будто на одном негативе сфотографированы один на другом два объекта.
Такие комбинации часто, но не всегда, включают в себя неологизм или другую неточную вербализацию при описании объекта. Пример на английском: butterflower, пример на русском ножехвостик.
В других случаях странная логика таких ответов проявляется более явно, как например: Это похоже на кровь, и на остров, это должно быть остров крови. Или Это похоже на гору и на огонь, это наверное гора огня. Некоторые контаминации менее очевидны или драматичны в ответе, и проявляются только в расспросе. Если ответ обозначен оценкой CONTAM, никакие другие особые оценки вообще уже не кодируются, даже если ответ даёт основания для этого.

ALOG Оценка логического несоответствия ALOG кодируется тогда, когда человек, без подсказки, использует странные, идущие в вразрез с общепринятыми, объяснения, чтобы обосновать ответ. Она представляет собой утрату способности мыслить связно и свидетельствует о расстройстве мышления.
Часто ALOG легко определить по ключевому слову «потому что», которое применяется для алогичного вывода. Обычно это проявляется как акцент на таких особенностях как размер, пространственные элементы, цвет или другие свойства объекта в чрезвычайно нелогичной манере. Вот примеры:
Это должно быть северный полюс, потому что это верх таблицы.
Это должно быть угольная шахта потому что всё чёрное.
Это должно быть капуста, потому что оно сразу после кролика.
Это должно быть гигантская птица, потому что она занимает всю таблицу.
ALOG кодируется только если нелогичный ответ был дан СПОНТАННО, без какой либо подсказки или вопроса экзаменатора. Часто нелогичность ответа проявляется сразу, но иногда она становится очевидной только в расспросе. Примеры:
Это должно быть великан. Расспрос. Вот его голова и руки, это должно быть гигант потому что у него огромные ноги.
Это похоже на злого человека. Расспрос. Вот его голова, шляпа и ноги. (Вы сказали злой) Да, потому что он носит чёрную шляпу.
Это кот. Расспрос. Вот его руки и ноги. Он, скорее всего, мёртв, потому что его глаз не видно.
Это лицо грустного человека. Расспрос. Вот глаза, нос, рот и усы. (Вы сказали это грустный человек?) Так должно быть, потому что его усы свисают.
Два дракона поедают женщину. Расспрос. Она в середине и драконы вокруг (я не уверен, что вижу это так же как Вы) Ну, её голову уже съели, а вот это вот такое большое, что должно быть драконами, но ест женщину только один.
Иногда ошибочная логика проявляется в расспросе в ответ на какой-то вопрос экзаменатора. Если в приведённых примерах (злой и грустный человек) экзаменатор расспрашивал ключевое слово и кодирование ALOG было очевидным, то в обстоятельствах, когда расспрос не опирается на ключевые слова ответа, ALOG НЕ кодируется."


Цитируем по книге: Exner, John E. Jr. A Rorschach Workbook for the Comprehensive System. Fifth Edition. Published by Rorschach Workshops, Ashville, North Carolina, 2001. 323 pp. Перевод с английского О.В. Бермант-Поляковой.

Со стр. 44

"КЛАССЫ ДЕТЕРМИНАНТ. Все определяющие факторы, или детерминанты, можно разделить на 7 классов. Каждый класс представляет собой способ, которым было воспринято стимульное поле и отражает некоторый аспект когнитивной активности в процессе формулировании ответа. Некоторые классы имеют подклассы. Эти 7 классов таковы: 1. Форма. 2. Движение. 3. Цвет.
4. Ахроматический цвет. 5. Оттенки. 6. Перспектива. 7. Пары и отражения. Семь классов включают 24 символа для обозначения детерминант.

Пары и отражения
(2) Пары. Используется для ответов, в которых сообщается о двух идентичных объектах, в соответствии с симметрией пятна. Объекты должны быть равны во всех отношениях, но не должны быть определены как отражения или объект и его изображение в зеркале.

rF Отражение-форма. Используется для ответов, в которых о пятне или его части сообщается как об отражении или изображении в зеркале, по причине симметрии пятна. Объект или содержание ответа не имеют определённой формы, как тучи, ландшафт, тени и т.п.

Fr Форма-отражение. Используется для ответов, в которых пятно или его часть определяются как отражение или изображение в зеркале, основываясь на симметрии пятна. Суть ответа в особенностях формы, и названные объекты отвечают требованиям определённой формы."
Tags: Хрестоматия 2009
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments