rorschach_club (rorschach_club) wrote,
rorschach_club
rorschach_club

Categories:

Задания к § VI

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

Задания к § VI

VI-16
Для каждой таблицы теста существуют популярные ответы. Например, в Таблице V «Летучая мышь» (на целое пятно) и «Бабочка» (на целое пятно).
Прочитайте ответы, процитированные в задании III-9.
Найдите подходящее описание для примеров из каждой группы (А, Б, В, Г), руководствуясь перечнем:
- Затрудняется соотнести перцепт и контуры пятна, которые видит, нарушения восприятия, затрудняется на этапе выработки потенциального ответа с обычной формой.
- Затрудняется на этапе отбрасывания нежелательных ответов, нарушена критичность мышления и способность адекватно оценивать реальность.
- Затрудняется на этапе финального отбора, не может решить, какой ответ выбрать.
- Ответы с обычной формой, детерминированы ахроматически (чёрное-белое-серое), популярные.

VI-17
Дезорганизация работы Эго (шок) диагностируется при:
1. Cнижении продуктивности или ухудшении качества ответов (появление перцептов, не соответствующих контурам пятна);
2. Отсутствии детерминант цвета при интерпретации цветных таблиц;
3. Отсутствии обычных популярных ответов;
4. Внезапном изменении способа восприятия, например, игнорировании целых или цветных частей пятна и «бегстве» в белый фон;
5. Увеличении латентного времени ответа;
6. Негативных аффективных оценках (дискредитация теста или собственных способностей), мимических, интонационных изменениях, молчании, восклицаниях и тому подобном.

Перечитайте протоколы, предоставленные вами в оплату участия в семинаре. Какие признаки дезорганизации Эго вы в них замечаете? Перечитайте ответы, процитированные в задании II-6. Какие особые феномены вы обнаруживаете?


VI-18 Прочтите материал об организационной активности (Силе Эго) из книги Exner, John E. Jr. A Rorschach Workbook for the Comprehensive System. Fifth Edition. Published by Rorschach Workshops, Ashville, North Carolina, 2001. 323 pp. Перевод с английского О.В. Бермант-Поляковой и запишите вопросы, которые возникли у вас после ознакомления с текстом.

Со стр. 59-61
«Организационная активность – это важная характеристика ответа, которая даёт информацию о склонности человека организовывать стимульное поле и эффективности затраченных усилий. Организационная активность устанавливает отношения между элементами стимульного поля. Таким ответам приписываются баллы, называемые Z-оценкой.
Когда мы говорим, что объекты находятся в значимых взаимоотношениях, то подразумеваем синтез. Синтезирующая функция Эго уже была отмечена, когда мы характеризовали зрелость ответа, например, Два человека смотрят друг на друга, Животное пробирается по ручью, Пламя вырывается из ракеты, Чудовище сидит на пеньке и т.д. Если в ответе сообщается о значимой взаимосвязи объектов друг с другом, интегрирующая работа Эго проявляется как организационная активность мышления (с опорой на внимание, память и восприятие).
Существует и иная возможность. В большинстве Роршаховских фигур гораздо легче дать ответ на часть пятна, чем на целое пятно. Это происходит потому, что большинство таких общих деталей нарисованы так, что в них можно идентифицировать какой-то возможный объект. Таким образом, если человек даёт ответ на целое пятно, это требует от него затраты определённых усилий, и мы имеем дело с синтетической функцией Эго, которая проявляется как организационная активность восприятия (с опорой на внимание и память).
Существует также возможность сообщить об отдельных объектах или о паре объектов в соответствии с симметрией таблицы. Этот тип ответов экономит усилия. Например, часть под номером D1 в восьмой таблице часто опознаётся как животное. Это популярный ответ. Самое простое это указать животное в этой части таблицы, или сообщить о двух животных, по одному с каждой её стороны. Оба эти варианта не предполагают организационной активности.
Вместе с тем многие люди сообщают о том, что животное карабкается на дерево или на гору, либо разворачивают таблицу и говорят о животном, пробирающемся меж камней. Это ответы высокого уровня когнитивной активности, который и измеряется оценкой Z.
Оценка Z приписывается любому ответу, в котором есть форма. ZW – это целые ответы, степень зрелости которых отмечена знаком +, о, v/+ (ответы, которые закодированы как неясные v, никогда не оцениваются с точки зрения организационной активности).
ZA - это ответы, в которых два или более отдельных объектов, найденных на смежных частях таблицы (соприкасающихся), находятся в значимых взаимоотношениях.
ZD - это ответы, в которых два или более отдельных объектов, найденных на несмежных (удалённых) частях таблицы (части, которые не соприкасаются), находятся в значимых отношениях.
ZS - это ответы, которые включают в себя белый фон таблицы с другими частями пятна. Ответы, построенные только на белом пространстве, не получают оценку Z.
Для любого ответа с организационной активностью обязательной является форма. Таким образом, какие-то пятна краски, никогда не получит оценки Z. Похожим образом, ответ какой-то дым, это всё серое как дым, никогда не получит оценки Z.
Если в ответ включено белое пространство таблицы, оно должно быть привязано к другой части пятна. Например, белое пространство в первой таблице часто опознаётся как глаза или рот, например, в ответе Это всё похоже на какую-то маску, как на Хэллоуин, это глаза. Похожим образом, белая область во второй таблице часто упоминается как космический корабль, а красная область как выхлоп. Оба эти ответа отвечают критериям организационной активности для Z. С другой стороны, если белое пространство во второй таблице просто упоминается как ракета, без привязки к другой части пятна, критерий для Z не выполняется.
В оценке белого пространства требуется осторожность. Часто контуры ответа включают в себя белое пространство таблицы, но клиент никак не указывает на то, что они представляют собой какую-то часть в ответе. Когда такое происходит, критерий для Z не выполняется.
Больше всего ошибок в кодировке ZS встречается в третьей и десятой таблице, сильнее разбитых на части. Иногда части таблицы объединяются в ответ лицо, в котором указываются глаза, нос, рот, уши, борода и так далее. В большинстве таких ответов человек просто демонстрирует принцип гештальта и игнорирует белое, поэтому оценка организационной активности ZS не приписывается. Существует, однако, часть ответов на III и X таблицы, в которых белое пространство использовано. Пример такого ответа: это лицо клоуна, это глаза, это нос, а это белый грим. Естественно, такой ответ будет оценен как ZS.
Как только стало ясно, что в ответе есть один из четырёх вариантов организационной активности, она оценивается соответствующим баллом. Баллы за каждый вариант различны, поскольку различны затрачиваемые усилия. Они приведены в таблице 8.
Таблица 8
ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В БАЛЛАХ
Вариант организационной активности
Таблица W Целое пятно Смежные детали Несмежные детали S Белый фон
I 1.0 4.0 6.0 3.5
II 4.5 3.0 5.5 4.5
III 5.5 3.0 4.0 4.5
IV 2.0 4.0 3.5 5.0
V 1.0 2.5 5.0 4.0
VI 2.5 2.5 6.0 6.5
VII 2.5 1.0 3.0 4.0
VIII 4.5 3.0 3.0 4.0
IX 5.5 2.5 4.5 5.0
X 5.5 4.0 4.5 6.0

Если к одному и тому же ответу подходят два критерия, то ему приписывается балл, более высокий из двух возможных. Например, если на всё пятно целиком в первой таблице дан ответ: Это человек в центре, и вокруг него танцуют два человека, то к нему можно применить критерий для целого и для смежных частей. В первом случае оценка организационной активности 1 балл, во втором 4 балла. Таким образом, ответ оцениваетcя в 4 балла.»

Напишите вопросы, которые возникли у вас после ознакомления с текстом из Атласа Экснера.
Tags: Хрестоматия 2009
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments